Стр. 27 - RACEMAG #9/2012

выступать на них было бы слишком опасно.
Прежние автомобили соответствовали тем
трассам, нынешние – нет.
Иногда мне кажется, что современные
трассы прощают пилотам слишком много.
Сейчас широкие заасфальтированные зоны
безопасности позволяют гонщикам после
вылета спокойно вернуться обратно на гоночное
полотно. В мое время все было иначе – и ошибка
обходилась куда дороже. Стиль пилотирования
был совсем иной, у нас даже отличался
менталитет.
Мне посчастливилось гоняться на невероятных
трассах в Европе, Америке и Японии. Нынешние
трассы стали другими. Даже мой домашний
автодром в Сильверстоуне – это совсем другая
трасса по сравнению с той, на которой в 1981-м я
выиграл Гран-При. Название осталось прежним,
а вот характер полностью поменялся. Прежняя
конфигурация была куда более скоростной,
она включала несколько быстрых поворотов и
не имела медленного комплекса, как сейчас.
Но в то же время она была гораздо опаснее, и
современный уровень машин Формулы-1 делал
бы гонки на ней невозможными. Все стало
другим. Это и называется прогрессом.
В мои времена у педали газа было всего
две позиции: она была либо нажатая, либо
отпущенная. Если ты чувствовал опасность, то
просто снимал ногу с газа. Нынешние гонщики
постоянно держат ногу на педали газа, изменяя
усилие. Сейчас совсем другое поколение: и
пилотов, и техники, и трасс.
У вас была долгая и успешная карьера в
Формуле-1. Что запомнилось больше всего?
-
Всегда запоминаются победы – у меня их было
пять. Мне посчастливилось принять участие в
более чем 150 Гран-При – в эпоху, когда гонки
были куда опаснее, чем сейчас. За свою карьеру
я потерял много хороших друзей, которые нашли
свою смерть на гоночной трассе. Смертельный
риск был частью работы гонщика Больших
Призов. Поэтому моя самая большая удача
заключается в том, что я остался жив. В мои
времена, ложась спать перед гонкой, ты не знал,
что ждет тебя завтра – день триумфа или день
смерти. Тогда не было полутонов – только черное
и белое.
А какая из побед вам запомнилась сильнее?
-
С эмоциональной точки зрения – это победа
на домашнем Гран-При Великобритании на
«
Сильверстоуне» в 1981-м. Выиграть перед
родными болельщиками – это особенный и
очень приятный момент. Но также я бы выделил
свою первую победу за рулем Penske в Австрии в
1976-
м на старом кольце «Остеррайхринга». Это
была невероятная трасса – очень скоростная,
с множеством быстрых поворотов. К первой
шикане мы подлетали на полной скорости после
резкого спуска на главной прямой, почти без
прижимной силы и с чудовищной избыточной
поворачиваемостью – вот это были гонки! Было
бы очень интересно посмотреть, как бы с этим
справились нынешние пилоты. Современные
гонщики выросли на компьютерах, они больше
полагаются на технику и данные телеметрии.
В конечном счете суть осталась прежней: на
трассе пилот должен выжать из машины все
возможное. Но мне все же по душе больше
моя эпоха – конец 70-х и начало 80-х. Это были
очень интересные времена, когда внедрялись
новые технологии вроде турбонаддува и граунд-
эффекта. Сейчас инновации сразу попадают под
запрет, а главную роль играют компьютеры.
Можете вспомнить какой-нибудь забавный
эпизод из вашей карьеры?
-
Ох, сложно что-то сейчас вспомнить конкретное.
Вообще в те годы было куда больше свободы,
открытости и дружелюбности в паддоке. Поэтому
гонщики частенько подкалывали друг друга. Это
были веселые времена!
После завершения карьеры вы начали
комментировать гонки и сейчас работаете
на FIA GT. Ваше мнение об это серии?
-
Комментировать FIA GT я начал три года назад
и могу сказать, что это одна из лучших серий,
которую мне доводилось вести. Почти все
гонки проходят в интересной борьбе, здесь нет
таких высоких технологий, как в Формуле-1, и
пилоты действительно получают удовольствие
от управления этими машинами. А благодаря
применяемому «балансу сил» мы не видим
доминирования одной марки. У всех есть шанс на
победу. Это интересно для публики. Зрители хотят
наблюдать не скучную процессию, а обгоны и
сражения. При этом мне не нравятся «кузовные»
гонки с контактной борьбой – это не по мне. На
мой взгляд, GT1 – это одна из самых зрелищных
гоночных серий.
Если возвращаться к Формуле-1, то своих
главных успехов вы добились в McLaren.
Наверное, вам приятно было увидеть успех
этой команды в Бельгии?
-
Да, я очень рад за McLaren, поскольку для
этой команды нынешний сезон складывается
нестабильно. Дженсону Баттону нужен
автомобиль, который работает в очень узком
диапазоне настроек. Льюис Хэмилтон быстр в
разных ситуациях, но если машина полностью
соответствует потребностям Дженса, то он
становится невероятно силен. И в Спа мы
увидели подтверждение этому. Он провел
отличный уик-энд.
Ваше мнение о Михаэле Шумахере и его
возвращении в Формулу-1?
-
К Михаэлю я отношусь с большим уважением.
Он принял сложнейший вызов, вернувшись в
гонки после трехлетнего перерыва, поскольку
в Ф-1 за это время произошло очень много
изменений: другие машины, новые пилоты,
ограничения на тесты. Сейчас возросла роль
симуляторов, а Михаэль, как представитель
старого поколения гонщиков, испытывается
трудности с этим. Ему потребовалось полтора
года, чтобы адаптироваться к изменениям,
но сейчас, на мой взгляд, он выступает очень
достойно. Жаль, что машина не позволяет
ему добиться высоких результатов. Но я очень
надеюсь, что до завершения карьеры он сможет
выиграть еще хотя бы одну гонку – это было бы
здорово!
А кого вы считаете лучшим гонщиком в
современной Формуле-1?
-
Сейчас в чемпионате мира выступает несколько
превосходных гонщиков: Дженсон Баттон, Льюис
Хэмилтон, Марк Уэббер и Себастьян Феттель –
все они очень сильны. Но если бы мне нужно
было выбрать одного гонщика, то я бы остановил
свой выбор на Фернандо Алонсо. У него есть все,
что нужно для успеха.
Что бы вы хотели сказать российским
болельщикам?
-
Во-первых, я бы хотел поздравить их с тем,
что международные гонки, наконец, приходят
в Россию – и теперь, благодаря появлению
такой замечательной трассы как Moscow
Raceway, у них появляется возможность увидеть
различные серии не только по телевизору, но и
собственными глазами. Надеюсь, что российские
компании также начнут проявлять все больше
интереса к гонкам, поймут выгодность вложения
денег в этот спорт, и будут поддерживать своих
пилотов.
Беседовал Сергей Беднарук
Интервью
27