После успешного дебюта молодой,
но весьма преуспевающей
российской команды ESTA
Motorsport, мне удалось пообщаться
с двумя ключевыми фигурами
проекта: с техническим директором
Бадером Маннехом и менеджером
проекта, также являющимся
призовым пилотом Александром
Скрябиным: Саша как раз только-
только сошел с подиума. В FIA GT3
ESTA участвовала впервые, но
смогла с первой попытки взять сразу
два приза.
Бадер Маннех не случайный человек в гараже.
Кто интересуется мотокроссом, должен помнить
этого американца. Бадер был звездой AMA
Supercross, затем вступил в борьбу за призы
MXGP, а когда завершил карьеру гонщика,
взялся за разработку инновационной защитной
экипировки. Несколько лет назад познакомился
с ребятами из «ЭСТЫ». Это знакомство стало
ключевым: Бадер стал наставником команды,
а затем – ее директором. Маннех легко нашел
новых друзей в мире автоспорта и привел
команду к первым успехам в Ferrari Challenge.
Так, первый вопрос именно к нему: как
менялся интерес в этом нелегком
путешествии – от роли кроссмена до
директора российской команды Ferrari?
Бадер Маннех: «Когда мы встретились впервые,
это уже были опытные, профессиональные
спортсмены. Работать с ними было интересно,
видел, как они впитывают опыт и прогрессируют.
30
лет я посвятил мотокроссу, думаю, вложился
в это увлечение, ставшее работой, до предела
возможностей. Я ездил на мотоцикле каждый
день, тренировался и в выходные выходил на
старт. Моторный спорт – это особый мир, где
просто нельзя выкладываться по чуть-чуть.
И сейчас, в мои годы чувствую себя на 25. Нет,
правда! Мне это нравится. В чем мой интерес, ты
спрашиваешь? Все просто: я обожаю моторный
спорт, оставаться в паддоке как можно дольше
–
главная цель, это моя страсть. И я рад, что при
этом могу быть полезным».
Ездишь и сейчас?
Бадер Маннех: «У меня два байка, но ездить
на них получается все реже – у нас плотный
график».
Одним из твоих хобби, связанных со
спортом и ставших новым, очень
перспективным бизнесом, была
разработка экипировки для моторного
спорта: защита плечей, шеи и груди,
которую испытывали и пилоты «ЭСТЫ».
Используете ее и сейчас, в автогонках?
Бадер Маннех: «Конечно, да! Правилами FIA
GT и многих других серий предписывается
обязательное ношение некоторой защиты:
шлем, перчатки и несгораемый комбинезон, а
теперь и защитные «брейсы» на шею и грудь. Я
начал разрабатывать систему All-in-one лет 10
назад. Это особенная система, дающая кроссмену
большую свободу движений, и очень легкая.
В 2007 мы начали применять ее в мотокроссе,
дали некоторым пилотам на испытания, в том
числе пилотам «ЭСТЫ». Теперь ее производством
занимается итальянская компания и
распространяет по всему миру, в том числе и в
России».
У тебя, как у директора особые функции:
объединять команду и управлять ее
работой. Но как в «ЭСТЕ» организована
работа механиков, это же отдельная
история?
Бадер Маннех: «Да, сегодня мы убедились в
важности наличия хорошего инженера. Ведь это
была первая гонка именно в GT, и не все прошло
гладко: были допущены ошибки, которые
не позволили бороться за победу. Но
мы многому научились за эти два
дня. Весь уикенд работали
без нашего главного
инженера – он не успел
получить визу
и не прилетел.
Так что сегодня
я выполнял не
свойственные
мне функции, взяв
на себя часть работы
инженера. Все наши механики
–
русские, но инженер, который ими
обычно руководит – итальянец. Очень
опытный парень. Он всегда знает наверняка, что
и как должно работать, просто дает короткие
указания, парни с полуслова его понимают.
Он просто знает, что и как должно работать в
определенных условиях. И вот, без него, мы
учились делать это сами».
В России большинство механиков, в том
числе в мотоспорте, приходят в команды
из обычных авто/мотосервисов, без какого-
либо опыта. Что нужно, чтобы стать
хорошим спортивныммехаником, а затем
и инженером?
Бадер Маннех: «Учиться во время гоночных
уикендов – нецелесообразно и дорого (как
директор говорю). Обычно, в Европе инженеры,
которые хотят работать в моторном спорте,
учатся и стажируются примерно год. В Италии
много специализированных школ, которые
дают будущим инженерам много практики. Без
опыта, особенно в работе с такими машинами,
как Ferrari, невозможно добиться успеха. Ну, а
для механика главное – это умение работать
в команде. Teamwork – ключевой момент,
взаимопонимание на ментальном уровне. В
команде есть небольшая текучка, но основной
костяк работает вместе уже второй год. Приход
Роберто объединил их. Думаю, если появится
такой русский инженер, который сможет вокруг
себя объединить команду, найти с ними контакт,
это будет просто идеально. Где бы такого взять?..»
FIA GT /
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
24