Стр. 8 - RACEMAG #8/2012

Упрощенная HTML-версия

Не женское это дело?..
За последние несколько лет безопасность машин
Формулы-1 достигла такого уровня, что даже из
самых тяжелых аварий пилоты выходят целыми
и невредимыми. Тем сильнее был резонанс от
несчастного случая, произошедшего с испанской
гонщицей Марией де Виллотой на аэродинамических
тестах в Англии…
Третьего июля около 09:15 резервная пилотесса российской команды
Marussia F1 Мария де Виллота попала в аварию на аэродроме в английском
Даксфорде, где она впервые тестировала машину, проводя так называемые
аэродинамические или прямолинейные испытания. Инцидент произошел
в конце первого установочного круга, когда случилось столкновение с
грузовиком команды. Платформа грузовика оказалась как раз на уровне
шлема гонщицы, куда и пришелся весь удар. В тяжелом состоянии испанку
доставили в близлежащий госпиталь, где она перенесла несколько
операций на черепе – худшего удалось избежать, но Мария потеряла
правый глаз.
Сразу после этой странной аварии (не так и часто машина Ф-1 врезается
в грузовик, согласитесь) стали выдвигаться версии ее причин. Одной из
основных версий называлась срабатывание системы anti-stall, которая
предотвращает остановку работы мотора. Например, когда гонщик
возвращается на пит-лейн и слишком сильно сбрасывает свою скорость
и обороты двигателя, то электронный блок управления двигателем
автоматом дает команду сработать дросселю на пятьдесят процентов. Это
объясняет слова очевидцев аварии, что перед ударом машина де Виллоты,
для которой это был всего второй опыт пилотирования машиной Ф-1 после
прошлогодних тестов за Renault, ускорилась.
Есть и другие версии. Одну из них высказал бывший конструктор
Формулы-1 и технический эксперт Гэри Андерсон: «У меня недостаточно
информации об этой аварии, я могу только предполагать, базируясь на
фотографиях и записи звука работы двигателя в тот момент. Есть ощущение,
что газ и тормоз были нажаты одновременно. Учитывая тот факт, что Мария
впервые села за руль Marussia, а в прошлый раз пилотировала машину
Формулы-1 в августе прошлого года, возможно, она пыталась найти педаль
сцепления ногой, вместо того, чтобы потянуть соответствующий рычаг на
руле. Такое случается, когда вы пересаживаетесь на машину с автоматом
после ручной коробки передач – вы рефлекторно ищете педаль сцепления
при переключении, а вместо неё нажимаете на тормоз. В результате, даже
если она нажала кнопку включения нейтральной передачи, двигатель
«боролся» с тормозами и коробку заблокировало на той передаче, которая
была включена до этого, поэтому машина продолжила движение».
Через две недели после аварии команда Marussia F1 выпустила заявление,
в котором говорилось, что проведенное внутреннее расследование
исключило возможность технического отказа. Между тем, официальное
расследование местных властей и FIA еще не завершено. Комиссия должна
выслушать главного очевидца – собственно, саму Марию де Виллоту,
– но пока испанка, уже покинувшая госпиталь, показаний не давала. Ей
предстоит еще долгий процесс реабилитации.
Может, все дело в том, что гонки – не женское дело. Эта тема тоже активно
обсуждалась после произошедшего. Однако едва ли стоит списывать все
на слабый пол. В Формуле-1 за всю историю выступали пять женщин, из
которых только Лелле Ломбарди в 70-х удалось однажды финишировать
в очках. Однако южноафриканка Дизере Уилсон выиграла в 1980-м гонку
Ф-1 в Брэндс-Хэтче, не входившую в зачет чемпионата мира. Есть и другие
примеры успешного выступления женщин в автогонках: француженка
Мишель Мутон была вице-чемпионкой мира по ралли, немка Эллен Лор
в свое время выиграла одну из гонок DTM, ее соотечественница Ютта
Кляйншмидт победила в марафоне «Дакар», а американка Даника Патрик
вошла в историю, одержав триумф на этапе IndyCar.
Так что едва ли авария де Виллоты означает, что женщинам не место в
автоспорте. Такое происшествие могло произойти с любым гонщиком, не
обладающим достаточным опытом. И здесь ответственность ложится уже
на команду, которая должна была тщательным образом подготовить своего
пилота для участия в тестах – пускай даже речь идет об аэродинамических
испытанях. Но как показал случай в Даксфорде, даже они могут обернуться
трагедией…
8 WWW.RACEMAG.RU
Формула-1