С его именем ассоциируется облик современной
Формулы-1. Но он не конструирует гоночные машины
и не разрабатывает технический регламент. Герман
Тильке проектирует трассы. Moscow Raceway – тоже его
работа.
Сегодня, наверное, нет такого болельщика, который не слышал бы о
Германе Тильке. В паддоке Формулы-1 он один из самых уважаемых людей,
к его мнению прислушивается Берни Экклстоун, а поклонники автоспорта
частенько называют его придворным архитектором «королевы автоспорта».
А вот о том, как Тильке добился всего этого и как стал тем, кем является
сейчас, знают далеко не все.
Герман Тильке родился 31 декабря 1954 года в небольшом городке Ольпе в
горной местности на северо-западе Германии. С самого детства маленький
Герман грезил гонками. Ещё бы! Ведь не так далеко от его родного городка
располагалась знаменитая трасса «Нюрбургринг». Впоследствии именно она
даст начало карьеры Тильке…
Едва Герману исполнилось 18, и он получил водительские права, как начал
выступать в гонках. Сначала он участвовал в популярных в Германии
гонках по подъёму на холм, а затем - в любительских кузовных гонках на
легендарной Северной петле «Нюрбургринга». Однако, Герман понимал, что
знаменитым гонщиком ему уже вряд ли удастся стать и тем более на жизнь
гонками не заработаешь. А поэтому одновременно со своими первыми
шагами в автоспорте он поступил в университет на факультет архитектуры.
Мог ли тогда Тильке догадываться, что именно эта профессия принесёт ему
известность в мире автоспорта?
Получив высшее образование и немного поработав инженером в одной из
крупных компаний, в 1984 году Герман Тильке решает открыть в немецком
Аахене собственную небольшую фирму, которую называет своим именем
– Tilke Engineering GmbH. Денег на аренду офиса у него тогда не было, а
поэтому первые проектные чертежи молодой инженер делал на тесной
кухне своей небольшой квартиры. Тогда ему и пришла мысль совместить
профессию с увлечением.
«Так как гонки по-прежнему были моим большим хобби, и периодически
я продолжал выходить на старт различных соревнований, мне хотелось
попробовать спроектировать что-нибудь на гоночной трассе», – вспоминает
те времена Тильке. И в том же году контора Германа получает заказ на
работу не где-нибудь, а на легендарном «Нюрбургринге»! Правда, задача
сводилась всего лишь к проектированию сервисных дорожек внутри
нового кольца в Айфелях. “За ту работу мы получили 200 немецких марок”,
– с улыбкой вспоминает Тильке, одно из последних творений которого
– автодром «Яс Марина» в Абу-Даби – оценивается в один миллиард
долларов.
Но это было только начало! Фирма Германа Тильке стала стремительно
развиваться, ей доверяли всё больше заказов на различные, правда, чаще
не связанные с гонками, работы. Но после падения Берлинской стены
его пригласили модернизировать старую восточногерманскую трассу
«Заксенринг». Это был первый по-настоящему серьёзный “гоночный”
проект Тильке. И он выполнил его на отлично – «Заксенринг» до сих пор
принимает у себя чемпионат мира MotoGP и считается одной из лучших
трасс календаря.
После этого заказы в Аахен стали сыпаться один за другим. Первой
трассой Формулы-1, над которой Тильке работал от начала и до конца,
стал австрийский «А1-Ринг». Первой, но далеко не последней. Компания
Тильке работала над большинством нынешних трасс Формулы-1. Причём,
она занимается проектированием не только самих трасс, но и всей
прилегающей инфраструктуры, начиная от подъездных дорог и заканчивая
ультрасовременными зданиями боксов и паддоков.
Тильке стал первым человеком после Джона Хугенхолца (автора таких
известных трасс, как голландский «Зандфоорт», испанская «Харама» и
японская «Сузука»), который сумел сделать карьеру на проектировании
автодромов. Он сумел занять эту маленькую нишу, и теперь она
принадлежит ему. При этом фирма Германа Тильке занимается не только
гоночными делами—она также проектирует гостиницы, выставочные
центры, аэропорты и футбольные стадионы. Но как он стал монополистом
в области проектирования? Сам Тильке предпочитает уклоняться от ответа
на этот вопрос, хотя понятно, что ключевую роль в этом сыграл Берни
Экклстоун, с которым у Германа очень быстро сложились очень хорошие
отношения.
Сейчас фирма Tilke Engineering GmbH разрослась в большое проектно-
архитектурное бюро с главным офисом в Аахене и двумя его филиалами – в
Ольпе и Бахрейне. «В общей сложности у нас работают 250 инженеров,
но на первых стадиях проектирования над созданием плана будущей
трассы трудятся всего восемь или девять человек, – рассказывает Тильке.
– Сначала мы внимательно исследуем местность, учитывая мельчайшие
детали – от особенностей топографии вплоть до того, с какой стороны встаёт
и заходит солнце». После выездов «в поле» начинаются первые работы над
проектом будущей трассы.
При проектировании трасс Тильке вместе со своими коллегами должен
учитывать два самых важных и противоречивых фактора: безопасность и
возможность обгонов. Для этого необходимо точно просчитать траектории
и скорости машин на каждом отдельном участке трассы. И если всем
требованиям безопасности созданные Германом Тильке автодромы
отвечают в полный мере, то с точки зрения обгонов и зрелищности в его
адрес доносится немало критики.
Персона:
Герман Тильке