даже британские мануфактуры. В 1929 Киичиро получил патент на G-type
и заключил первый по-настоящему серьезный контракт с крупнейшим
текстильным концерном в мире – английской Platt Brothers & Co. Ltd.
Но судьбу компании изменила поездка Киичиро в Соединенные Штаты:
он навсегда заболел идеей создания автомобилей. И хотя Киичиро Тойода
мечтал строить пассажирские авто, начал производство все-таки с грузового
транспорта – этого требовала конъюнктура быстро растущего внутреннего
рынка Японии. Model G1 совершил первую поездку по территории
фабрики в 1935, после шести месяцев разработки. Запустив грузовик в
производство, Киичиро вернулся к своей мечте. Первая легковая машина –
прототип Model AA была завершена в середине 1936.
Долго размышляя, как назвать компанию, Киичиро вновь смотрел в
сторону Запада. Вернее, на Америку. Поэтому японская фамилия Тойода
в названии компании теперь читается как «Тойота» - на западный манер:
Toyota Model AA – первая настоящая «тойота».
После Второй Мировой войны Киичиро первым понял, в каком направлении
будет развиваться мировая индустрия легкового автотранспорта, он
провозгласил: «Это будет эра маленьких автомобилей для всех и для
каждого». В начале 1945 инженеры компании разработали 4-тактный 1000-
кубовый двигатель Type S, который стал сердцем первой послевоенной
Toyota Model ISA – двухдверной 27-сильной машинки, которую компания
планировала выпустить под новым брендом «Toyopet».
Финансовый климат в Японии существенно ухудшился в начале 50-х, планы
увеличения производства и выхода на международный рынок рухнули. Но
компания пришла к соглашению с профсоюзами, чтобы сохранить рабочие
места в обмен на 10-процентное снижение зарплат, вместе со своими
сотрудниками сумела пережить кризис.
«
Идеальные условия производства чего-либо
могут существовать только если машины и
люди работают сообща, создавая ценности,
избегая хлама», - сказал Киичиро Тойода,
когда кризис миновал и компания задышала
по-новому.
Приход на завод нового менеджера производственного департамента –
Таичи Оно – произвел настоящую революцию в производстве автомобилей.
Вдохновленный подходом Сакичи Тойода к созданию ткацких станков,
Оно провозгласил совершенно новый принцип производства машин: на
100%
без потерь и на 100% качественно. Сакичи Тойода останавливал
все производство, если хотя бы один из его станков давал сбой во время
проверки или эксплуатации, искал слабое звено и устранял саму причину
поломки.
Таичи провозгласил принцип
«
дзидока»
или автоматизация под
контролем человека. Любой из служащих сборочного предприятия
мог в любой момент остановить конвейер, если замечал какую-либо
проблему. В тот же период была введена система учета и поиска источника
неприятностей – «Система Канбан»: проследить путь каждого винтика,
каждого узла стало возможно. И это же впоследствии позволило впервые
в мире внедрить систему производства «Just-in-Time», без остановок, от
запчасти – к готовому изделию.
В середине 50-х в Toyota появился новый
слоган: «Правильное мышление – хорошая
продукция».
Автоматизация, контроль и чувство соучастия в большом процессе у
каждого сотрудника позволили быстро выйти на международный уровень.
В 1965 году Toyota получила награду «Deming Application Prize» от Союза
Ученых Японии за вклад в улучшение условий труда и контроля качества
продукции.
Новая эра началась в 1957, когда Toyota Crown прибыл на выставку в Лос-
Анжелесе и стал первым японским авто на американском рынке. Продажи
начались с 288 единиц в 1958. Затем появился и первый внедорожник –
Land Cruiser, начавший свой путь под названием Model BJ в 1955.
Сегодня у Toyota 14 заводов в США, недавно компания достигла отметки 25
млн. автомобилей, произведенных уже в Америке.
Юбилей
Первый серийный Model AA Sedan (4Т, 1000 куб.см, 27 л.с.)