БОЛЬШАЯ
РЕФОРМА
За несколько дней до финала
Супербайка Bridgepoint Capital сделала
ошеломляющее заявление о переходе
чемпионатов WSBK и MotoGP под
управление Dorna с 2013 года.
Предыстория
Все началось летом 2011, когда один из
крупнейших владельцев медийных прав
на спортивные события по всему миру –
швейцарская Infront Sports & Media выставила
на аукцион часть «непрофильных» активов.
Свою долю в IS&M (около 60%) решил продать
мажоритарный акционер Андреас Якобс. Все
началось с медийных прав на ряд чемпионатов
по футболу, зимним и летним видам спорта, но
вскоре появился покупатель «на все и сразу» -
Bridgepoint.Продажа состоялась в сжатые сроки,
менее, чем за месяц. Европейская Комиссия
одобрила сделку в сентябре того же года.
Bridgepoint впервые вышла на событийный
рынок в 2006, после принудительного
разделения Dorna Sports & Media на две
компании: не дело, когда в одних руках
находятся права и на MotoGP, и на Формулу-1
-
слишком много вопросов у антимонопольного
комитета. Dorna Sports оставила себе
Мотоциклетные Большие Призы, а Формулой
стал заниматься новый организатор – Formula
One Management. Bridgepoint компенсировала
Dorna потери в объеме порядка 145 млн. фунтов
и стала ключевым инвестором. 5 лет компании
шли рука об руку и считали прибыль.
Чемпионат мира по Супербайку развивался
параллельно, особенно активно последние два-
три года, после чего стал представлять серьезную
конкуренцию для MotoGP. Приобретение
Infront со всеми ее активами было необходимо
Bridgepoint для спасения своих инвестиций.
ИНСТРУМЕНТЫ ДАВЛЕНИЯ
Возможно, иных путей у Bridgepoint и не было.
MotoGP терял обороты с 2007 года. Изменениям
в регламенте не успевали соответствовать не
только частники, но и гиганты Suzuki и Kawasaki,
которые в итоге вышли из игры, несмотря на
действущие контракты. К 2012 в серии
остались только три производителя из числа
крупных: Honda, Yamaha и Ducati. Для Ducati два
последних сезона выдались особенно тяжелыми
из-за проблем с разработкой и нехваткой
финансирования. Приход Валентино Росси не
принес успеха, наоборот, привел к существенным
затратам: за год пришлось построить семь
различных прототипов, но ни один из них не стал
«
серебряной пулей». После продажи Холдинга
концерну AUDI этой весной, планы Ducati также
поменялись.
Кризис 2008-2009 ударил по Honda и Yamaha.
Гиганты пережили тяжелый период, несмотря на
стихийные бедствия 2011 года. Honda Motor Co.
оказалась на грани непопулярных решений после
30%
снижения продаж, связанных с остановкой
предприятий. Плюс, на эту благодатную почву
легли некоторые инициативы Dorna, связанные с
планами тотальной реструктуризации MotoGP.
Как известно, основным конкурентным
преимуществом заводов всегда были
уникальные технологии, которые они
разрабатывали в своих R&D для Королевских
гонок, а затем, показав миллионной аудитории,
внедряли в серийные продукты. Самая лучшая
реклама - в действии!
Масуми Хамане, возглавлявший HRC в 2007
году, как-то сказал: «Гоночный мотоцикл –
это лаборатория на колесах, которая дает
нам возможность получить необходимые
данные прямо с трека и воплотить в
реальность все наши мечты».
Так было всегда. До тех пор, пока Кармело
Эспелета не объявил, что мечтает «видеть
все категории Гран-При в формате
Moto3»: мотоциклы построены разными
производителями из разных двигателей,
установленных в разные шасси, но управляемые
электроникой единого стандарта. Категория
Moto3 стала первой «в стандарте», в Moto2
еще действует правило единого поставщика
двигателей (Honda), что само по себе
подразумевает и единую электронику.
Весной Dorna Sports объявила стратегическим
партнером итальянскую Magneti Marelli. ECU
этого производителя сейчас управляют моторами
Moto3, обороты которых электронно ограничены
в прошивке ECU. В Moto2 тоже есть запрет на
доступ к работе с двигателем – этим занимается
специально нанятая команда специалистов
из Швейцарии GEO Technologies. Эспелета не
скрывает, что «хотел бы видеть все три класса
похожими друг на друга: разные производители,
но единые возможности для пилотов, с
Текст и фото: Кирилл Чернышев
50