Стр. 59 - RACEMAG #9/2012

Знаменитые параллели
В недалеком прошлом уже был пилот, который сбежал из чемпионской
Yamaha, а потом вернулся. Первая из возможных параллелей – Эдди
Лоусон, титулованный Король Премьер-класса, на рубеже 80-х и 90-х
покинувший Yamaha ради Honda из принципа и добившийся успеха. Хотя в
те годы соперников в битве за подиум было больше четырех, а мотоциклы
и треки гарантировали куда более близкую борьбу, основные претенденты
на титул составляли устойчивые пары со «своими» брендами и шли рука об
руку на протяжении многих лет. Вот почему уход Эдди из Marlboro Yamaha,
за которую он выступал шесть лет подряд и в пяти из них не опускался ниже
TOP-3 в Rothmans Honda, стал сенсацией. Американец, впрочем, и на NSR500
был весьма успешен: выигрывал гонки, не так часто как прежде, но стал
чемпионом в четвертый раз. Доказав себе и окружающим, что пилот имеет
значение, Лоусон вернулся в «красную конюшню» Marlboro и…иссяк. За
весь 1990-й не выиграл ни одного GP, пропустил половину сезона из-за
травм и завершил сезон 7-м. Под занавес карьеры он сделал еще один
непредсказуемый ход - ушел в Cagiva, с которой удача улыбнулась ему лишь
раз, в эпическом сражении за Гран-При Венгрии: он настоял на том, чтобы
оставить слики, хотя почти все соперники рискнули переобуться в дождевую
нарезку (огромная туча накрыла Hungaroring перед стартом, но дождь так
и не пошел).
Нейтральный опыт
Американец был, вероятно, самым успешным из тех, кто осмелился
сменить «дом» в разгар карьеры. В отличие от Робертса, Шина, Рейни,
Шванца и Гарднера, ему удалось практически все. Разве что переход в
Cagiva... Это сродни тому, как Росси мечтал выиграть чемпионат с Ducati.
Приход в Honda принес успех, а возвращение в Yamaha – нет, так как
вторую половину сезона Эдди не мог справиться с молодым напарником
Уэйном Рейни. Тоже что-то напоминает? Росси-Лоренцо, 2010? И все-таки
Эдди остался «Человеком Yamaha» до конца карьеры. Он даже выиграл
для Yamaha гонку Супербайка, после ухода из Гран-При. И тут параллель:
Валентино пророчат в пилоты YamahaWSB в 2015, вы такое уже слышали?
Лоусон принес победу «своей» команде на Suzuka 8H в 1990, а затем на
Daytona 200 в 1993, где проспал старт, а затем схлестнулся с будущим
многократным победителемWSBK Скоттом Расселом.
Теперь все надежды на то, что Росси сможет сравниться с Эдди в
удачливости. Но есть и противоположное мнение: ему следовало бы
остаться с Ducati еще на пару сезонов и довести работу до конца, сделать из
Desmosedici конфетку и выиграть хотя бы одну гонку, реализовать всеобщую
мечту и со спокойной совестью уйти на покой. Лоусону удалось сделать
это с Cagiva. Если вы следили за ходом чемпионата в 90-х, то не можете не
помнить классический пассаж на финишной линии: «Рейни, Шванц, Дуэйн –
с протяжным звуком выхлопа 12-ти цилиндров, столь близких друг к другу,
а затем, с мизерной паузой – Лоусон, на Cagiva…»
Время для реализации мечты у Росси еще есть, ведь никто не отрицает
возможность победы Ducati до конца сезона-2012!
Негативный опыт
Однако, благодаря своему возрасту, Росси уже близок к тому, чтобы
присоединиться к своим коллегам – Лоусону, Рейни и Агостини в числе
великих чемпионов…прошлого, и украшать собой (по приглашению)
различные мероприятия, организованные Домом Трех Камертонов. Пока
мы не видим, чтобы он надевал широкие футболки, дабы скрыть животик,
и в его глазах нет успокоения. Пока 9 мировых титулов довлеют над ним, и
пока не одолеет испанцев, демонстрирующих невероятно высокий класс,
он не уйдет. Кажется, минимум два сезона, может, три люди будут доверять
Росси – живой легенде мотоспорта и работать с ним с благодарностью за
саму возможность этого. Было бы здорово, чтобы Росси сумел добиться
высоких результатов за это время и уйти с высоко поднятой головой.
Единственный, но очень серьезный недостаток в его карьере – отказ от
продолжения работы с Ducati. И тут очень хочется надеяться, что Валентино
не повторит негативный опыт Фредди Спенсера.
Параллель на этот раз не из приятных. Американский асс шокировал
чемпионат результатами в начале 80-х. Все титулы, а их было три – в 1983 и
1985 (
сразу в двух классах - GP250 и 500), «Быстрый» Фредди добыл вместе
с Honda. Когда же в 1987 у него перестали клеиться дела, решил сменить
байк, но вместе с Marlboro Yamaha добился только 16-го результата.
Но то был вынужденный шаг для великого гонщика. Время его соперников,
таких как Гарднер и Лоусон, прошло. Сегодня мы видим схожую ситуацию
с теми, кто еще несколько лет назад успешно сопротивлялся Росси.
Баррош, Чека, Бьяджи и Жибернау давно вне игры, Капиросси вышел из
нее в прошлом году, Эдвардс близок к этому. В гараже Honda появился
безрассудный и очень быстрый Мик Дуэйн, который привел за собой в
Гран-При команду замечательных специалистов из Австралии во главе с
Джерри Бёржессом. Хотя журналисты, поддерживавшие Спенсера, еще
работали на него изо всех сил, он не сумел найти нужных бюджетов, чтобы
оставаться конкурентоспособным. Вот почему пришлось после неудачи с
Yamaha попробовать силы в других сериях, и то с переменным успехом. Ему
повезло в сотрудничестве с Ducati в 1995, но затем Спенсер вместе с другим
американцем – Джоном Косински провалили миссию в Suzuka 8H.
Позитивный опыт
Не стоит нам слишком переживать за Валентино! Его история и без того
богата событиями, блистательна: мир мотогонок менялся с годами, а Росси
оставался собой, образуя некий стержень чемпионата. И то, что он может
сделать вместе с Yamaha в 2013 вновь будет уникальным и блистательным,
как бы ни сложились события. Ну, а если вам действительно очень-очень
хочется победить, это обязательно придет, не обязательно в MotoGP, пусть
и вWorld Superbike или в Endurance – есть много путей вернуть хорошее
расположение духа и прославить марку, которая готова поверить в ваши
силы. Валентино идет по этому пути. И если так и не выиграет свой 10-й
титул в GP, останется в игре как конкурентоспособный гонщик и как персона,
символизирующая любовь к гонкам.
Важно понимать, что значит сохранение Росси как сильного пилота
в политическом плане, с точки зрения экономики и менеджмента.
Возвращение в Yamaha – серьезная инвестиция в чемпионат, вот почему
Dorna так поддерживает Vale в его желании оставаться лучшим, пусть и за
счет некоторых заводов, в ущерб некоторым пилотам. И те, и другие никуда
не денутся по крайней мере, в ближайшие пару лет, считает Dorna.
RM
MotoGP /
Особое мнение
59