Стр. 16 - RACEMAG #8/2012

Упрощенная HTML-версия

Фирменный стиль Тильке – широкие трассы с длинными прямыми
участками, разбитыми среднескоростными поворотами и шиканами. Это
является отличительной особенностью спроектированных за последние
десять лет Тильке трасс. Они отвечают всем современным нормам по
безопасности и инфраструктуре, но болельщики считают их скучными
и куда менее интересными, чем классические старые автодромы.
«Люди всегда говорят, что раньше было лучше, чем сейчас, – считает
Тильке. – Но это обычная человеческая реакция. К критике всегда
нужно прислушиваться, но при этом необходимо уметь правильно её
воспринимать, поскольку люди склонны иногда менять своё мнение и через
пару лет от них можно услышать уже совсем другое».
Что касается обгонов, то здесь, по мнению архитектора, дело не в трассах, а
в машинах. «При проектировании мы всегда делаем как минимум два-три
обгонных места», – отмечает он.
Ну а лучший ответ Тильке критикам по поводу того, что его трассы лишены
изюминки, является ставший уже знаменитым восьмой поворот автодрома
«Стамбул-парк» с четырьмя апексами, который некоторые гонщики даже
сравнили с «Красной водой» в Спа. «Идея была сделать поворот не просто
быстрым, а создать его в трёхмерном измерении, – рассказывает Тильке.
– Он удачно вписан в ландшафт: сначала идёт подъём, затем спуск и потом
опять подъём. Это делает поворот очень трудным не только для пилотов,
но и для инженеров, которые стараются опустить машину максимально
низко для лучшей прижимной силы, но для прохождения этого участка им
приходится идти на компромисс и увеличивать клиренс автомобиля».
Тильке спроектировал уже несколько десятков автодромов, а сейчас
его бюро работает над рядом новых проектов – в том числе для Ф-1 в
Сочи. Но на вопрос о своей любимой гоночной трассе всегда отвечает не
задумываясь: «Конечно, «Нордшляйфе»! Надеюсь, мне никогда не придётся
её изменять или модернизировать”. Кстати, на «Северной петле» Тильке
до сих пор продолжает участвовать в гонках – ежегодно он выходит
на старт знаменитого «кузовного» марафона «24 часа Нюрбургринга» и
периодически участвует в других соревнованиях немецкой серии VLN по
гонкам на выносливость, в которых даже добивался побед.
А какая из спроектированных им самим трасс нравится Герману больше
всего? «Каждая трасса для меня – это словно мой ребёнок, – признаётся
архитектор. – А поэтому всех их я люблю, как собственных детей. А вот
самым сложным был проект строительства автодрома Шанхая, поскольку
он создавался на месте довольно глубокого болота».
Автодром мечты Германа Тильке? «Мне бы хотелось построить очень
длинную трассу в высокогорной местности, вроде Альп, в по-настоящему
экстремальных топографических условиях”, – признаётся один из самых
уважаемых людей в мире Формулы-1, который, несмотря на свой
статус и известность, остался невероятно обаятельным, отзывчивым и
приятным в общении человеком, в чём удалось убедиться лишний раз на
церемонии открытия спроектированной им трассы Moscow Raceway. Кстати,
подмосковная трасса не похожа на типичный «тилькедром».
«Наше бюро не занимается политикой. От нас не зависит то, где будут
проходить этапы Формулы-1, но мы имеем влияние на то, как это будет
выглядеть в конечном счёте», – говорит Герман Тильке. И для будущего
Формулы-1 значение его работы трудно переоценить.
RM
Малайзия, Сепанг: Sepang International Circuit, 1997-1999
ОАЭ, Абу-Даби: Yas Marina Circuit, 2007-2009
Бахрейн, Сахир: Bahrain International Circuit, 2002-2004
Персона:
Герман Тильке
16 WWW.RACEMAG.RU