бывает, срываются!..
Мы подписали контракт на 5 лет на проведение гонок в Шанхае, но
через год решили, что такое событие нам не нужно. Оно не оказалось
успешным! Власти потеряли интерес к нему после первой гонки. Мы
не видели развития: в первый год зрителей собралось меньше, чем
ожидали, затем еще меньше. Это беспокоило DORNA, а организаторы лишь
пожимали плечами. Значит, Китай на тот момент не был готов к MotoGP,
хотя автодром в Шанхае просто первоклассный. Когда люди инвестируют
большие средства, они должны верить в успех, иначе это приводит к таким
последствиям, а мы меньше всего на свете хотим повторения ситуаций с
Шанхаем, Стамбулом и Балатоном.
Понятно, что с точки зрения надежности, договариваться с
правительством интересней: в конце концов, оно заинтересовано в
дальнейшем развитии, потому что просто делает свою работу…
- Да, обычно, здесь нет зависимости от персон, даже если правительства
меняются, мы продолжаем работать вместе. Правда, иногда правительства
меняют концепции развития, пересматривают уже подписанные
контракты, как едва не получилось с Каталонией. Но мы договорились. В
Мизано контракт с правительством коммуны. Один из самых надежных,
наверное. Мизано – сообщество, где все заинтересованы в проведении
гонок, MotoGP в частности. Там верят в будущее Больших Призов, каким
бы оно не было! В Андалусии аналогичная ситуация. Когда возник вопрос о
продлении контракта с Хересом, мы сели вместе с новыми руководителями,
настроенными критично, и посчитали, какой оборот обеспечивает городу
Гран-При. Получилось 50 млн. евро! И вот 25 лет город зарабатывает такие
деньги, которых хватает на все, в том числе, на обновление трассы. Это одна
из лучших трасс в календаре. Вопрос с продлением решился сам собой.
Сегодня построить трассу стоит дорого, но ее надо еще содержать и
обновлять, это регулярные траты. Мы рады, что среди наших партнеров
множество таких, которые умеют делать хороший бизнес, ну а мы помогаем
им в этом.
То есть социальная составляющая тоже присутствует, это не
просто бизнес ради бизнеса?
- Мы это называем «социальный импорт». Хорошим примером является
Малайзия. Сегодня там много сильных гонщиков, которые пробуют силы
и в GP. Еще 5-6 лет назад не было ни одного. Но когда местные пилоты
появились в entry list, продажи билетов в Сепанге пошли наверх. На
трибунах появилось больше зрителей, а мы обнаружили, что стало больше
молодых пилотов. Они скоро придут в Гран-При. Очень надеемся, что в
Индии сможем добиться такого эффекта. Может, не сразу, года через три.
Если говорить о каких-то конкретных планах, когда можно ждать
появления Гран-При России?
- Говоря о Санкт-Петербурге, как месте, где может пройти гонка, потребуется
три года для реализации проекта. Если говорить о Moscow Raceway, то
гораздо меньше – думаю, два. Но мы пока не знаем, что представляет этот
автодром. Думаю, в течение ближайших месяца-двух приедем. Если все
будет складываться хорошо, сможем приступить к проекту уже осенью или
зимой. Это пока все, что я могу сказать. Хотелось бы собрать все воедино и
посмотреть на получившуюся картину.
Гран-При - это не однократный проект. Гран-При приходит надолго,
либо не приходит вовсе. Вот политика DORNA, на которой строятся
все отношения. Но они открыты для дискуссии!
RM
Беседовал Кирилл Чернышев.
БудущееMotoGP
- этосегодняи...
послезавтра
От Гран-При Нидерландов ждали не просто гоночного
уикенда с непредсказуемой голландской погодой, но
финального решения FIM и Dorna Sports об изменениях в
правилах чемпионата. Это должно было изменить весь ход
истории, но чиновники решили повременить с революциями.
В итоге, получилось, что ближайшее будущее – 2013-й год –
это день сегодняшний, а за ним сразу наступит послезавтра.
Три ключевых пункта стояли на повестке дня с самого начала 2012 года.
Введение правила одного мотоцикла для категории MotoGP, возможная
отмена «правила новичков» и богатый пакет изменений технического
регламента.
Dorna столкнулась с сильнейшей оппозицией в лице MSMA (Ассоциации
производителей техники для MotoGP), в которую входят все заводы,
заявленные в Королевском классе. Сейчас их три: Honda, Ducati и Yamaha.
У каждого завода был свой собственный взгляд на развитие Больших
Призов (с технической точки зрения), у каждого своя программа. Но все
без исключения сходились в одной точке: дайте заводам и командам
передышку в изменении правил, чтобы уравновесить шансы и привыкнуть
в тому новому, что обрушилось на чемпионат мира в 2012 году – литровые
мотоциклы, CRT, стартовая решетка в 20 мотоциклов и так далее.
Итогом 4-месячных переговоров стала победа MSMA, если это можно
назвать победой. Как стало ясно из официального анонса в Ассене,
Dorna и FIM взяли большую паузу для решения накопившихся вопросов:
технический регламент не будет изменен кардинально в 2013 году, как
планировалось. Он вообще практически не изменится, что является
позитивной новостью для заводских команд и саттелитов.
Вопрос введения единых блоков ECU с электронным ограничителем
оборотов коленчатого вала отложен как минимум до 2014 года. Dorna Sports
признала, что на данный момент не имеется физической возможности
объединить блоки управления двигателями столь различных форматов.
Это верное решение, которое помогло Honda и Ducati определиться со
своим будущим (об этом читайте дальше). Было решено также не лишать
чемпионат столь дорогих технарям и пилотам карбоновых тормозов
(от просто-таки бесценной керамики в MotoGP отказались в прошлом
году). Наконец, Комиссия FIM по Большим Призам признала, что на
данный момент введение правила одного мотоцикла для одного пилота
«нецелесообразно». Суть правила состоит в том, что в гараже для одного
пилота должен быть готов и опломбирован лишь один байк. Любая авария,
поломка и пр. лишали бы пилотов шанса быстро исправить ситуацию,
например, в квалификации. Аналогичные правила уже введены вWorld
Superbike, а также Moto2 и Moto3. Но прагматичные, расчетливые команды
с хорошим бюджетом давно научились обходить запрет: главное, не
держать запасное шасси прямо в гараже, а например, держать его в
трейлере, за воротами бокса. Что-то случается? Выкатывается одно шасси,
закатывается другое – вопрос решен! Дело в том, что в разобранном виде
шасси держать можно. А собрали его в гараже или в паддоке, значения не
имеет. Вопрос в другом, что не все команды могут позволить себе купить
второе шасси «на запчасти». Но это в Moto2…В Королевском классе
ИНТЕРВЬЮ
ВАЖНО
54 WWW.RACEMAG.RU