требуется вера и поддержка властей.
Вот почему, когда поехали в Санкт-Петербург, первым делом встретились
с представителями правительства. Состоялась обстоятельная беседа,
нам предложили три земельных участка для строительства автодрома,
соответствующего всем требованиям. Интересно. Но, возможно, вскоре мы
поедем и в Москву, надо посмотреть, что есть там! Повторю, мы выбираем
лучший вариант, и не хотели бы бросаться с головой в проекты, в которых
не уверены.
У Санкт-Петербурга есть большое преимущество перед Москвой. Это –
логистика, близость к Европе, крупным транспортным артериям. Наличие
морских портов, аэропортов, крупных автомагистралей и железнодорожных
путей в одном городе. Расположение трека или места, где он появится,
очень важно для страны-новобранца в календаре чемпионата. Нам нужна
близость крупных городов, чтобы обеспечивать приток зрителей. Если до
места тяжело добираться, туда просто никто не поедет! Ведь зрители хотят
получать положительные эмоции, а мы хотим их доставить. Негативные
эмоции могут все испортить.
Ключевая идея развития Гран-При – не важно,
приходим мы в Индию или в Россию, – создание
события европейского качества
.
Это очень высокая планка, которой уже соответствуют все, кто вовлечен
в чемпионат. Все команды работают и живут в своих мобильных офисах-
домиках, так построена их жизнь в сезон. Это очень высокотехнологичный
бизнес, он требует аналогичного подхода и затрат. Это десятки трейлеров,
моторхоумов, тысячи тонн грузов, которые наш «цирк» перевозит с
собой с континента на континент, из страны в страну. И мы знаем, где и
каким образом в Европе организовать логистику, чтобы все было точно
в срок и без потерь. И мы пока не знаем, как это делается за пределами
Европы. Например, Катар. Там атмосфера совсем иная, во всех мелочах
и деталях. Каждый раз приезжая туда, чувствуем, что не имеем права
на ошибку. Приходится делать все с большим запасом. Вот почему этот
раунд, возможно, самый дорогой из всех. И вот почему Санкт-Петербург
предпочтительнее: это более европейский город, чем Москва. И, конечно
же, совсем другие расстояния. А мы как раз хотим получить в России еще
один европейский этап, а не «заморский».
Каковы ваши впечатления от визита в Санкт-Петербург?
- Я был там впервые, и хочу сказать, что это просто фантастический город!
Думаю, что мероприятие вроде MotoGP очень ему подходит, оно бы
гармонично вписалось в русскую культуру. Здесь множество автомобилей,
и я увидел, что русские любят хорошие машины. Это добрый знак, значит, и
хорошие мотоциклы понравятся!
Но, неужели, позиция имеет ключевое значение?
- MotoGP – это не только гоночная трасса, пусть и хорошая. MotoGP – это
Событие с большой буквы. И мы очень хотим принести такое событие в
Россию, но это произойдет, когда мы поверим в то, что по всем параметрам
это будет событие уровня Больших Призов. DORNA может привнести в
национальную культуру свежую струю эмоций, рожденных мотогонками.
Я имею в виду то, что мы сделали в Малайзии много лет назад, как сейчас
планируем сделать в Индии. Эти рынки всегда были интересны. А теперь
нам интересна Россия. Здесь не только огромный мотоциклетный рынок,
но рынок рекламный и событийный – они еще только развиваются. И
мотоциклетная культура в России, в сравнении с той же Германией, не
говоря уже об Италии с Испанией, еще только развивается. Мы можем ее
взрастить.
И вновь, Херес. Это уникальная история, но показательная в то же время. За
четверть века вокруг небольшого городка выросла целая инфраструктура,
новый перспективный и развивающийся регион. В Испании мотоциклетная
культура развивалась десятилетиями. То же самое сейчас происходит
в Арагоне, в городке Альканьис, где несколько лет назад появился
великолепный комплекс Motorland Aragon. Мы уверены, что это сооружение
может стать градообразующим и градоразвивающим. К счастью, наши идеи
горячо поддерживает местное правительство.
С этой точки зрения, это грамотный и инновационный подход к созданию
совершенно новой индустрии, ранее не свойственной этим местам. Власти
идут на большие затраты, понимая, что есть шанс создать что-то важное
для развития города, всего региона, особенно в столь тяжелые времена.
В России ситуация несколько иная, мотокультура на другом уровне, и
близость к крупным, хорошо развитым городам важна для движения
вперед. Мотокультура может прийти с каким-либо по-настоящему
крупным событием, за которым последует подъем во всей индустрии,
ранее развивавшейся неспешно. Может произойти настоящая революция.
Будут появляться школы вождения, затем школы спортивного вождения,
открываться новые мастерские и тюнинговые ателье. Сначала люди
научатся чувствовать разницу между хорошей ездой и покатушками,
научатся ездить быстро и безопасно. Рано или поздно люди начнут грезить
гонками. Так было в Хересе, теперь в Арагоне.
Херес занимает особенное место в календаре MotoGP. Видно, с
какимтрепетом DORNA относится к этому городу. В чем ключевая
разница с другими?
- Например, Каталония – особый регион Испании, где к гонкам всегда
относились с трепетом и любовью. Каталонский трек расположен очень
близко к городу. В воскресенье у нас аншлаг! Это и хорошо, и плохо. В
Великобритании мы были вынуждены отказаться от Донингтона по
этой причине: столкнулись с перенаселением. Развивать автодром было
некуда, плюс некудышная инфраструктура, дороги – все это требовало
расширения для нового шага вперед, который мы бы хотели сделать,
но местные власти и промоутеры не решились. Похожая ситуация в
Каталонии. Свыше 70% зрителей – жители Барселоны и окрестностей! Но
MotoGP – чемпионат мира, мы хотим видеть больше зрителей из других
стран, которые путешествуют вместе с серией. Развивать это направление
DORNA планирует все активней. В России это возможно, в частности, в
Санкт-Петербурге: уверен, что мы увидим много русских на трибунах, но
также скандинавов, прибалтов, немцев, поляков, чехов. Все они приедут
поболеть за своих пилотов и команды. Для нас это важный фактор. Это же
здорово и для правительства города: тысячи туристов приедут к ним, как
минимум, на уикенд! Мы вот тоже приезжали на день, но задержались,
чтобы посмотреть город.
Какие прогнозы?
- Ситуация развивается, если честно, небыстро. Но и спешить нам не
стоит, нужно действовать осторожно, взвешивая каждый шаг. Повторю:
важно, чтобы это был цельный, качественный продукт. Обычно, начиная
переговоры с местными властями, мы строим отношения таким образом:
они находят возможность для организации и оказывают поддержку, мы
помогаем привлекать инвестиции. Контракт заключается либо напрямую
с правительством, либо с местным организатором (как в Остине, штат
Техас). Важно понимать, что DORNA не является прямым инвестором. Но
когда мы находим надежного партнера и удается договориться с властями,
заключаем контракт. Договариваться на уровне правительства выгоднее,
потому что такие контракты не зависят от частных интересов. Но и они,
WWW.RACEMAG.RU 53