WWW.RACEMAG.RU 21
60 лет SUZUKI
Ровно 60 лет назад Мичио Сузуки
принял решение открыть новое
подразделение на своей знаменитой
прядильной фабрике. Сегодня мы
называем его – Suzuki Motor Co!
Фамилия Сузуки появилась в бизнесе в
1909: 22-летний сын фермера из Хаммамацу,
Мичио сконструировал первую прядильную
машину на педальном ходу. Продукт
получился конкурентоспособным. Мичио
основал и руководил Suzuki LoomWorks, но
его призванием было изобретательство.
Он разработал много ткацких машин,
в том числе для прядения шелка, так
что компания процветала и в 1922 году
считалась крупнейшей в своей нише. Но что
нам до шелкопрядов?
Японцы, теперь занимающие ведущие
позиции в мотоиндустрии, до Второй
Мировой вовсе были не при делах. Первый
мотоциклетный мотор запатентован
немцами. Итальянцы разработами массу
2-колесных инноваций в 20-е; британцы и
американцы – все разъезжали на забавных
тарантасах. Пионером мотодвижения
Японии стал незабвенный Соичиро Хонда
в 1946. Но вторым – Сузуки-сан! По
официальной версии, сыну Мичио – Сундзё
наскучило ездить в офис на велосипеде, так
что он придумал оснастить велик навесным
моторчиком. Инженерам Suzuki Loom
Manufacturing поставили задачу разработать
такой, и в 1951 на свет появился прототип
двигателя «Atom» объемом 30 куб.см. И хотя
в серию он не пошел, дал толчок к рождению
новой производственной линии.
В 1952 «атом» вырос до 36 куб.см., стал
раскручиваться до 4000 об./мин. и выдавал
1 л.с., но он стал массовым продуктом!
А с 1953 компания Suzuki стала
выпускать настоящие мотоциклы в том
виде, к которому мы привыкли. Управление
дросселем перенесли на правую рукоятку
руля, небольшой бензобак объемом 3 л – на
верхнюю часть рамы, привод на заднее
колесо осуществлялся цепью, 2Т двигатель
объемом 58 куб.см. совмещен с простой
КПП на 2 скорости, а на вилке появилась
фара! Модель называлась Diamond Free,
на ее базе появилось несколько вариаций,
которых к 1954 было продано в Японии 6000
штук. Suzuki Motor Co., Ltd как отдельное
направление официально появилось на свет.
Мотоциклы, выпускавшиеся Мичио и
Сундзё Cузуки, однако, не носили их имя:
до 60-х их украшала лишь буква «S», для
этого типа продукта придумали бренд
«Colleda». С 54-го по 63-й было разработано
и выпущено более 20 различных моделей
Colleda, в том числе и 4-тактные. Первым
был 90-кубовый Colleda CO мощностью 4 л.с.,
оснащенный по последнему слову техники
– телескопической вилкой и плунжерной
подвеской заднего колеса. На базе этой
машины завод вскоре построил гоночный
байк для подъема на гору Фудзияма (Fuji
Mountain Climbing Race). Впрочем, победа
1954 года не стала первой в копилке Suzuki,
ибо за год до этого тест-пилот завода уже
выигрывал эту гонку!
123-кубовый Colleda COX появился чуть
позже. 1-цилиндровый OHV двигатель с
боковым клапаном и 3-ступенчатой КПП
крепился внутри стальной рамы, сваренной
из прессованных частей. Одновременно с
ним появилась первая «спортивная» версия.
От обычного COX ее отличала трубчатая
рама, моторчик разгонял байк до 110 км/ч.
В 1956 Suzuki запустила первый
«круизер» или «мотоцикл в американском
стиле». Это был Colleda TT с 2Т 250-кубовым
2-цилиндровым мотором мощностью
16 л.с. при 6000 об./мин. Массивная
рычажная вилка, а также ставшая
позже «классической» задняя подвеска
с двумя расположенными вертикально
амортизаторами создали образ «японского
мотоцикла» на долгие годы. В этом ключе
дизайн Made in Japan развивался вплоть
до 90-х, ну, разве что от рычага отказались
из-за огромных неподрессоренных масс
в пользу «телескопа», скрытого внутри
металлического кожуха.
Как и всех японских производителей,
господина Сузуки на спортивные подвиги
вдохновила гора Фудзи. И раз уж мы
заговорили про скоростной подъем на нее,
нельзя не упомянуть, что впервые эта гонку,
организованную при поддержке местной
Power Free - первый серийный
велобайк Suzuki (36 куб.см/1 л.с.)
Основатель компании Suzuki Motor Co.
Мичио Сузуки
(1887-1982)