Стр. 62 - RACEMAG #3

Базовая HTML-версия

62 WWW.RACEMAG.RU
Ну, и последствия: не меньше сотни «припаркованных» мотоциклов и
«уставших» пилотов. Первый отсев для тех, кто до старта не нашел ответ
на вопрос «а оно мне надо?»
Стоит отметить, что старт из закрытого парка с парадом по городу тоже
стал своеобразнымшоу выживания. Мотоциклыи квадрики, простоявшие
на морозе всю ночь, отказывались заводиться. В ход шли ПЗУ и эфир. К
счастью, нашим к подобным условиям не привыкать – подготовились и
завелись все!
Когда шутки кончились, начался очень жесткий и тяжелый спорт.
В лидеры вырвались пилот Гран-При Танель Леок, победитель
прошлогоднего Enduropale Жан-Клод Мюссе, местный фаворит Милко
Потишек и Николя Убин. Профессиональные кроссмены из национального
первенства, у многих за плечами Гран-При, «Дакары», чемпионаты
мира по ралли-рейдам и эндуро. И вот, в первой десятке оказывается
Саша Иванютин (в Enduropale выступавший при поддержке команды
Автохозяйства Московской Области): «Я взял отличный старт и к первому
повороту подлетел, кажется, пятым или шестым, - рассказал он. – До
первой дозаправки все складывалось очень неплохо, держался за
лидерами и даже за Мюссе некоторое время – темп был отличный, и
погода налаживалась».
Действительно, вышло солнце и стало как-то уютней. Ситуация
кардинально изменилась на втором часе заезда, когда небо над Туке
внезапно заволокло тучами с Атлантики. Похолодало на глазах, и
это сказалось на темпе очень многих гонщиков. Одним из факторов,
определившихместанаподиуме стала стратегияпит-стопов. Лидерыгонки
изначально рассчитывали на 4 заправки, о чем после финиша сказали и
Танель Леок, ставший серебряным призером, и победитель Мюссе. Саше
провернуть ту же схему не удалось: песок стал рыхлым, перемешавшись с
ледяной крошкой, что давало большую нагрузку на двигатель; во-вторых,
на холоде инжектор «ямахи» стал давать повышенное потребление,
пришлось съехать на дополнительную, пятую дозаправку.
«Дозаправки сбили ритм. На стандартном баке YZ450F я смог бы
проезжать 2-3 круга, на деле получилось всего 1,5. Меньше всего хотелось
остановиться метров за 500 до финиша с пустым баком – это сход, а мы
приехали бороться за результат».
Погода повысила требования не только к технике, но и к спортсменам.
Нагрузка возросла из-за «бетонных ступенек», скрывавшихся под песком,
а упоры в поворотах не обеспечивали зацепа. И, разумеется, на каждом
метре трассы «отдыхали» «уставшие» любители, которых надо было
аккуратно объезжать.
Саша Иванютин: «Я долго держался лидеров, но затем понял, что они едут
буквально по наитию – “в стену”. В толпе, где в любую секунду каждый
может потерять контроль над мотоциклом, вильнуть или упасть прямо
тебе под колеса, рисковать нельзя. Как мне показалось, эти парни ехали с
невероятной степенью риска: каждый выпрыг с ходового трамплина – это
“ставка на zero”! Никогда не знаешь, приземлишься в гущу толпы или на
песок, ведь решение прыгать принимаешь перед трамплином…»
Через 2 часа гонки физическая усталость действовала на всех без
исключения (доходило до того, что гонщики «переставали потеть» от
перегрузок). Вот, чуть дольше обычного на дозаправке остался Леок.
В очередной раз через руль перелетел лидер гонки Жан-Клод Мюссе.
Падали все. Надписи на пит-бордах все больше пестрели мольбами,
нежели реальной информацией: «Отдохни!», «Не гони!», «Сбавь темп!»,
«Не забывай заправляться!» и так далее.
Для российских кроссменов ситуация складывалась неплохо: были готовы
к трудностям, связанным с холодом. Иванютин: «Иностранцы много
теряли в поворотах и на прямиках – боялись льда. Там я их легко обходил.
Но как только начинался трафик, это была лотерея «6 из 49» - пройдешь/
не пройдешь. Я несколько раз видел, как лидеры…“не проходили”, и это
заставляло меня искать безопасные пути».
Спасатели и вертолеты всегда наготове, добро пожаловать! Но чтобы
доехать до финиша на хорошей позиции, нужно чуть больше, чем только
везение. У Иванютина было и то, и другое, поэтому он финишировал в TOP-
15 и установил новый рекорд для российских участников Enduropale. Он
также вошел в TOP-5 среди пилотов-иностранцев.
Виталий Тонков избавил себя от головной боли, установив на байк большой
раллийный бак. Для кроссмена из «Автохозяйства» это Enduropale было
первым в карьере, так что финиш 57-м он оценивает как чудо: «До самого
финиша не был уверен в мотоцикле, потому что обкатать его в песке не
было ни времени, ни возможности. Берёг сцепление и мотор, но совсем
не щадил резину и когда вернулся в парк, понял, что она сточилась почти
в ноль! Enduropale – это совсем иная история, чем мотокросс. Здесь нет
трассы, как таковой. Трасса в понимании спортсмена – это статический
объект: знаешь повороты, выбоины, трамплины. В Туке она “живая”,
каждый круг трасса как новая, потому что ее перекапывают тысячами
колес. Но у меня есть стимул вернуться сюда в 2013: будут очень
хорошие стартовые места, а не 1030 человек впереди, как сегодня. Очень
интересный опыт. Участвуя в таких заездах, проникаешься идей, что
значит «ехать свою гонку».
К слову о любителях, практически все россияне добрались до финиша!
В гонку на своей «каве» вышел Сергей Миндин, который мужественно
держался до последнего и не пополнил статистику вернувшихся с
«нулевым» результатом – он увидел клетчатый флаг! Геннадий Миць
показал очень красивый пилотаж и стабильность результата, в итоге
финишировал 242-м. Глядя на него, становится ясно, что любительский
мотоспорт в России есть и он действительно на очень неплохом уровне!
На 117 место приехал постоянный участник Enduropale Денис Яковлев,
155-м стал Александр Наумов. Алексей Хахулин, чья прошлогодняя гонка
внезапно оборвалась прямо на стартовой решетке (на полном ходу в него
врезался французский новичок), завершил заезд 365-м.
RM