Стр. 49 - RACEMAG #3

Базовая HTML-версия

WSBK
WWW.RACEMAG.RU 49
Yamaha Mission One
История Yamaha YZR-M1 начиналась не так впечатляюще, как у главного
конкурента.Идеейзаводабылплавныйпереходпроизводствасуспешного,
легко управляемого 2-тактного V4 YZR500 на новый 4-цилиндровый
рядный мотор большего объема и мощности. Вот почему прототип,
появившийся в 2001 году, был построен на слегка модифицированном
шасси и имел тот же индекс – YZR. По задумке конструкторов M1 должен
был стать еще легче и управляемей, за счет более короткой колесной
базы (ее удалось урезать почти на 20 мм за счет установки компактного
«рядника»). На испытания и доработку были брошены лучшие: Макс
Бьяджи, Джон Косински, Норихико Фудзивара и Киодзи Намба. Но старое
шасси не позволило укротить прибавку в 16 л.с. Столкнувшись с массой
проблем, в первый сезон лидер заводской команды Макс Бьяджи
выиграл только 2 гонки, хотя во многих других финишировал на подиуме.
Раздосадованный Бьяджи мигрировал в Honda, бросив напоследок, что
«лучше выступать на частном RCV, чем на M1».
Взвесив все «за» и «против», Yamaha внесла первые существенные
изменения в конструкцию зимой 2003 года. Направление было выбрано
верное. Его определил один из главных разработчиков проекта,
пришедший в Yamaha R&D как раз осенью 2002 – Куити Тсудзи, он и по сей
день занимается разработкой YZR. В то же время, директором гоночного
департамента назначили Масао Фурусаву.
Фурусаву называют «крестным отцом M1». Талантливый инженер,
влюбленный в мотоциклы, стал работать на Yamaha после окончания
Института Технологий в Кюсю, в 1973. Он проектировал мотоциклы,
снегоходы и ATV. Но после 2002 на заводе, казалось, никто не был способен
изменить ситуациювMotoGP: «В2003меня неожиданно перевели в проект
по MotoGP, потому что никто не хотел там работать – миссия казалась
невыполнимой, - рассказал Фурусава. – После того, как из Yamaha ушел
Рейни, 10 лет мы пожинали плоды его творчества. А затем наступил
вакуум, и надо было что-то делать».
2003 стал едва ли не худшим в истории Yamaha: M1 был настолько плох,
насколько хороши четыре RC211 и два Desmosedici, занявшие высшие
позиции по итогам сезона. Двигатель был ни к черту. Тогда Фурусава
и его команда внесли ряд существенных доработок в конструкцию. С
подвесками Ohlins и тормозами Brembo делать не надо было ничего.
Проблемными были рама и двигатель. Прежде всего, новые разработчики
избавились от карбюраторов, заменив их высокопроизводительными
инжекторами. Внедрили ICS (систему контроля холостых оборотов) для
более четкого торможения двигателем. Наконец, Масао избавился от
5-клапанной головки блока цилиндров в пользу 4-клапанной и сделал
из YZR-M1 «big bang», внедрив в двигатель шатунные шейки коленвала,
расположенные крест-накрест («crossplane crankshaft»). Чтобы проверить
верность решений, ему нужен был безупречный пилот. Таковым стал
Росси. Удалось переманить в Yamaha и всю его техническую бригаду,
работавшую в HRC с 90-х.
Первое знакомство Валентино с Yamaha состоялось вечером 5 октября
2003 года, накануне Гран-При Японии: «Мы с Уччио вышли на пит-лейн,
Ты помнишь, как все начиналось?...