Наличие морских портов, аэропортов, крупных автомагистралей и
железнодорожных путей в одном городе. Расположение трека или
места, где он появится, очень важно для страны-новобранца. Нам
нужна близость крупных городов, чтобы обеспечивать приток зрителей.
Если до места тяжело добираться, туда просто никто не поедет! Зрители
хотят получать положительные эмоции, а мы хотим их доставить.
Негативные эмоции могут все испортить.
Ключевая идея развития Гран-При – не важно,
приходим мы в Индию или в Россию, – создание
события европейского качества
.
Это очень высокая планка, которой уже соответствуют все, кто
вовлечен в чемпионат. Все команды работают и живут в своих
мобильных офисах-домиках, так построена их жизнь в сезон. Это
очень высокотехнологичный бизнес, он требует аналогичного подхода
и затрат. Это десятки трейлеров, моторхоумов, тысячи тонн грузов,
которые наш «цирк» перевозит с собой с континента на континент,
из страны в страну. И мы знаем, где и каким образом в Европе
организовать логистику, чтобы все было точно в срок и без потерь. И
мы пока не знаем, как это делается за пределами Европы. Например,
Катар. Там атмосфера совсем иная, во всех мелочах и деталях. Каждый
раз приезжая туда, чувствуем, что не имеем права на ошибку.
Приходится делать все с большим запасом. Вот почему этот раунд,
возможно, самый дорогой из всех. И вот почему Санкт-Петербург
предпочтительнее: это более европейский город, чем Москва. А мы
как раз хотим получить в России еще один европейский этап, а не
«заморский».
Каковы ваши впечатления от визита в Санкт-Петербург?
- Я был там впервые, и хочу сказать, что это просто фантастический
город! Думаю, что мероприятие вроде MotoGP очень ему подходит,
оно бы гармонично вписалось в русскую культуру. Здесь множество
автомобилей, и я увидел, что русские любят хорошие машины. Это
добрый знак, значит, и хорошие мотоциклы понравятся!
Но, неужели, позиция имеет ключевое значение?
- MotoGP – это не только гоночная трасса, пусть и хорошая. MotoGP
– это Событие с большой буквы. И мы очень хотим принести такое
событие в Россию, но это произойдет, когда мы поверим в то, что по
всем параметрам это будет событие уровня Больших Призов. DORNA
может привнести в национальную культуру свежую струю эмоций,
рожденных мотогонками. Я имею в виду то, что мы сделали в Малайзии
много лет назад, как сейчас планируем сделать в Индии. Эти рынки
всегда были интересны. А теперь нам интересна Россия. Здесь не только
огромный мотоциклетный рынок, но рынок рекламный и событийный
– они еще только развиваются. И мотоциклетная культура в России, в
сравнении с той же Германией, не говоря уже об Италии с Испанией, еще
только развивается. Мы можем ее взрастить.
И вновь, Херес. Это уникальная история, но показательная в то же
время. За четверть века вокруг небольшого городка выросла целая
инфраструктура, новый перспективный и развивающийся регион. В
Испании мотоциклетная культура развивалась десятилетиями. То же
самое сейчас происходит в Арагоне, в городке Альканьис, где несколько
лет назад появился великолепный комплекс Motorland Aragon.
Мы уверены, что это сооружение может стать градообразующим и
градоразвивающим. К счастью, наши идеи горячо поддерживает
местное правительство.
С этой точки зрения, это грамотный и инновационный подход к
созданию совершенно новой индустрии, ранее не свойственной этим
местам. Власти идут на большие затраты, понимая, что есть шанс
создать что-то важное для развития города, всего региона, особенно в
столь тяжелые времена.
В России ситуация несколько иная, мотокультура на другом уровне, и
близость к крупным, хорошо развитым городам важна для движения
вперед. Мотокультура может прийти с каким-либо по-настоящему
крупным событием, за которым последует подъем во всей индустрии,
ранее развивавшейся неспешно. Может произойти настоящая
революция. Будут появляться школы вождения, затем школы
спортивного вождения, открываться новые мастерские и тюнинговые
ателье. Сначала люди научатся чувствовать разницу между хорошей
ездой и покатушками, научатся ездить быстро и безопасно. Рано или
поздно люди начнут грезить гонками. Так было в Хересе, теперь в
Арагоне.
Херес занимает особенное место в календаре MotoGP. Видно,
с какимтрепетом DORNA относится к этому городу. В чем
ключевая разница с другими?
- Например, Каталония – особый регион Испании, где к гонкам всегда
относились с особой любовью. Каталонский трек расположен очень
близко к городу. В воскресенье у нас аншлаг! Это и хорошо, и плохо. В
Великобритании мы были вынуждены отказаться от Донингтона по
этой причине: столкнулись с перенаселением. Развивать автодром
было некуда, плюс некудышная инфраструктура, дороги – все это
требовало расширения для нового шага вперед, который мы бы хотели
сделать, но местные власти и промоутеры не решились. Похожая
ситуация в Каталонии. Свыше 70% зрителей – жители Барселоны и
окрестностей! Но MotoGP – чемпионат мира, мы хотим видеть больше
зрителей из других стран, которые путешествуют вместе с серией.
Развивать это направление DORNA планирует все активней. В России
это возможно, в частности, в Санкт-Петербурге: уверен, что мы увидим
много русских на трибунах, но также скандинавов, прибалтов, немцев,
поляков, чехов. Все они приедут поболеть за своих пилотов и команды.
Для нас это важный фактор. Это же здорово и для правительства
города: тысячи туристов приедут к ним, как минимум, на уикенд! Мы
вот тоже приезжали на день, но задержались, чтобы посмотреть город.
Какие прогнозы?
- Ситуация развивается, если честно, небыстро. Но и спешить нам
не стоит, нужно действовать осторожно, взвешивая каждый шаг.
Повторю: важно, чтобы это был цельный, качественный продукт.
Обычно, начиная переговоры с местными властями, мы строим
отношения таким образом: они находят возможность для организации
и оказывают поддержку, мы помогаем привлекать инвестиции.
Контракт заключается либо напрямую с правительством, либо с
местным организатором (как в Остине, штат Техас). Важно понимать,
что DORNA не является прямым инвестором. Но когда мы находим
надежного партнера и удается договориться с властями, заключаем
контракт. Договариваться на уровне правительства выгоднее, потому
что такие контракты не зависят от частных интересов. Но и они, бывает,
срываются!..
77